Прогресс в строительной отрасли происходит медленно. Проверенные и эффективные технологии используются десятилетиями. Тем не менее, значительная конкуренция на этом рынке приводит к поиску новых технических решений, которые позволяют возводить здания быстрее, дешевле и с большей прочностью.
Одним их таких решений является соединение арматуры с помощью муфт, данная система уже получила сертификацию [1], а ГОСТ 10922–2012 (дата введения 01.07.2013) внес ясность в применение механических соединений стержневой арматуры диаметром от 16 до 40 мм классов А400, А400С, А500С и А600С.[3]
Данная система позволяет производить фрагментарное устранение стыков в арматурной вязке. Происходит это благодаря их замене на муфтовое соединение арматуры. Представленный вид монтажа уже получил достаточно широкое распространение при возведении современных зданий.
Соединительные муфты для арматуры исключают проявление каких-либо недостатков, свойственных сварочной сборке конструкций или вязи.[1] Наоборот, стыковка стержневой арматуры муфтами дает новые возможности:
1. абсолютно равнопрочный стык;
2. самый экономичный вид стыка;
3. высокая производительность работ по армированию;
4. доступность всех необходимых расходных элементов;
5. возможность производства работ при любых погодных условиях;
6. устойчивость к циклическим нагрузкам;
7. удобство контроля качества стыка.[3]
Кратко остановимся, как изготавливается муфтовая арматура.
Муфты для соединения арматуры изготавливают из арматуры трубопроводного типа с малым диаметром. Зачастую такая конструкция снабжается специальной микрорезьбой нужного диаметра.
Метод достаточно прост, и при этом гарантированно обеспечивает высокую степень прочности и долговечности сочленения. Это достигается благодаря ряду конструктивных решений: внутренние резьбовые отверстия обладают цилиндрической формой, а профиль резьбы – треугольный. При этом шаг резьбы выполняется в диапазоне от 1,15 до 4 мм, а резьба имеет наружный диаметр от 12 до 58 мм. Помимо этого, на одном из концов арматурного стержня нет резьбы ответного типа. В ходе применения такого метода соединения, наблюдается заметное снижение металлоемкости изделия. Необходимый диаметр резьбы для таких изделий составляет от 12 до 58 мм. Это делает возможным сочетание муфт со всеми конфигурациями арматурных стержней, выполненных по требованиям ГОСТа 10884-94. Стоит отметить, что цилиндрические резьбовые соединения, расположенные на разных сторонах муфты, могут иметь как одинаковый, так и разный диаметры. Цилиндрические отверстия, в зависимости от модификации, могут обладать одинаковой либо разной глубиной. Резьба в них может быть как правой, так и левой, причем внутри одной из сторон отверстия внутри и снаружи могут быть нарезаны разные типы резьбы. Стандартная модель обладает круглым профилем, при необходимости он может быть многогранным. Кроме того, непрерывно производится пристальный контроль за качеством стыкового соединения и затяжкой. Это осуществляется с применением динамометрического ключа, и усилие каждой отдельно взятой затяжки при этом является расчетным.
Благодаря применению такого вида соединения достигается значительное сокращение расстояния между арматурными стержнями. Это имеет важное значение при конструировании восходящей и шагающей опалубки. Такая разновидность муфтового соединения позволяет производить стыковку арматурных стержней, как с одинаковыми, так и с разными значениями диаметров.[2]
Существует альтернативный метод муфтового соединения — в этом случае производится вставка стержней с последующей заливкой цементом, который находится под давлением. Данный тип соединения мало распространен ввиду ряда существенных недостатков – сложности изготовления, высокой себестоимости и малой прочности полученного соединения.[1]
Еще одним, более распространенным типом соединения при помощи муфты, является технология с применением конических отверстий.
Такие муфты для арматуры снабжаются отверстиями, внутри которых нарезается резьба. Угол конусности данной резьбы может составлять 4-6°, с учетом угла профиля, равного 50-60°.
Этот метод имеет свои недостатки: ввиду изначального отсутствия в конусах резьбы, приходится задействовать специальное оборудование и высококвалифицированный персонал.[2]
Таким образом, применение муфтовых соединений вместо сварки прутьев и их вязки дает возможность значительно ускорить монтаж арматуры, и как следствие сроки строительства.
Интернет источники:
- mufta-frm 2
- http://homebuild2.ru/stroitelnye-materialy/mufta-dlya-armaturi.html
- http://www.sdelanounas.ru/blogs/53208/